25.09.17

О рассказе «Для кого цветут сады» ("Для кого цвітуть сади")


Меня спросила Вера Радина из России, прочитав рассказ «Для кого цветут сады»: «Когда и как Вы написали этот рассказ, этот сельский репортаж. Хотелось бы узнать, как Вы расцениваете то, что происходит в селе сейчас?».

Моя неизлечимая рана

О рассказе «Для кого цветут сады»

Этот рассказ я написал в 1986 году. Но тема села никогда не выходила и не выходит у меня из головы. Я родился в первые послевоенные годы в селе Заречное (Октябрьское) Путивльского района. Там прошли мое детство и юность. После войны царила разруха и страшная нищета. Первые годы своей жизни я провел в полотняных рубахе и штанах. Рос в глинобитной хате, которую у нас в селе тогда называли топтанкой.

Но, странное дело, несмотря на нищету и лишения жили мы тогда весело. На нашей улице было полно детворы. Всегда было шумно, будущее рисовалось нам в радужных красках. К концу пятидесятых годов село перестроилось, топтанок остались единицы. В домах появились электричество, радио и телевизоры.

Сразу после войны молодежь вербовали в город в фабрично-заводские (позже профессиональные) училища и просто на роботу. Многие уехали на шахты Донбасса. Но молодежь опять убегала в село. Ей не по душе была жизнь в городе.

Именно на этот период приходится мое детство. В 60‒х годах ситуация коренным образом поменялась: люди уже бежали в город. Почему? Потому, что там был нормированный рабочий день, постоянная приличная зарплата, теплый туалет, ванная и душ, центральное отопление и многое другое, о чем в селе можно было только мечтать.

Когда я, будучи студентом, приехал в свое село, то был очень удручен. Оно начинало исчезать. Из молодежи дома оставались единицы. На полях и фермах работали в основном пожилые люди. Появились первые пустые дома.

С детства я был твердо убежден, что село имеет право на нормальную жизнь и процветание. Но в действительности происходило другое: оно начало умирать. Это видела власть. Она принимала меры, чтобы сохранить село. Туда направлялась новая техника, оборудование, интенсивно строились производственные помещения. Партия и правительство повернулись лицом к социально-бытовым объектам. Строились дома, школы, больницы, учреждения культуры.

Но это не давало желаемого результата. Село продолжало исчезать. Меня это потрясло. Так появился рассказ «Для кого цветут сады». Написан он в форме репортажа. Автор приехал на родину, что увидел, о том и написал.

Так оно и было, но я выбрал одну из наиболее поразивших меня историй. И описал ее.

Я написал рассказ, когда село только стало исчезать. Средства массовой информации тогда на весь мир трубили, как стремительно у нас развивается сельское хозяйство, была разработана продовольственная программа, в село вкладывалось много средств. Но действительность не была такой оптимистичной. Своим рассказом я пытался обратить внимание читателей. Если мы по-настоящему не займемся сельским хозяйством, наше село вымрет.

Следующий «репортаж» из села написал в 2011 году в романе «Башмаки с каемочкой», когда в огромной стране произошли коренные перемены. Советский Союз распался. Его экономика развалилась. В независимой Украине перестали работать не только колхозы, но и многие промышленные предприятия.

В первые годы независимости я надеялся, что село оживет. Ничего подобного. Начала внушаться мысль, что надо покончить с колхозами и совхозами, передать землю крестьянам. Пусть фермеры занимаются сельским хозяйством. Но как люди без техники, без производственных помещений могут прийти на замену колхозам?! Когда начали раздаваться голоса, что не надо рушить уже созданное, к ним не прислушались. Фермы и животноводческие комплексы растянули по кирпичику, остались только водонапорные башни, как напоминание о них. Технику частично разделили, а частично сдали на металлолом. Такой разрухи не было даже после Второй мировой войны.

Жители села вначале поверили, что они могут без колхозов самостоятельно заниматься сельскохозяйственным производством. Но в этом быстро разочаровались, потому что низкие закупочные цены свели на нет их усилия. Земельные паи начали сдавать в аренду, скот порезали. Оставили только для того, чтобы прокормить себя.

Уничтожение села, к сожалению, продолжается. Ежедневно в Украине исчезает один населенный пункт. Закрываются школы, медицинские и культурно-бытовые учреждения. Сельскохозяйственным производством занимаются люди, у которых есть власть и деньги. Они выращивают на больших площадях малозатратные культуры, на которых можно заработать, используя дешевый крестьянский труд.

Больно смотреть на все это. Но пока не будет нормальной государственной политики по развитию сельскохозяйственного производства, наши села будут вымирать.



Николай Ремнев

Немає коментарів:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...