21.09.18

Валерій ПОЛЯНСЬКИЙ (Лебедин)



Лагерные  стихи
Восемь лет отбыл Валерий Павлович Полянский в лагерях
за единственное стихотворение, в котором усмотрели
подрыв власти. Не так давно  он ушел из жизни.
Многие люди, которые его знали, помнят его, просят опубликовать
его стихотворения. Что мы и делаем.


Лесоповал
              Я колотушкой бил, раскалывал полено.
Край клюквенных болот давно порос быльем.
Валил тайгу пилой лучковою с колена;
Сгорели на кострах сучки, замшелое гнилье.

Стрелками оцеплен участок дальней лесосеки,
На ней хозяин работяга-лесоруб.
Хоть волком вой, судьба: мы –  политзэки,
Обречены на гибель мы, а стройный лес – на сруб.

Видна поленница и штабелями бревна,
Мой быстрый взгляд ощупал каждое бревно;
Рубил сучки ветвистых елей ловко, ровно,
Тройную норму заготовило звено.

Всходило солнце ранним утром нараспашку,
Еловой мачтой подпиралась бирюза,
Пропитанную потом отжимал рубашку
И рукавом соленым протирал глаза.

Дыхание спирало – тяжела неволя,
Ладони намозолил черенком топор,
Напарник-малолетка  сроком обездолен,
Стальною вилкой жали мы стволы в упор.

Закатывалось солнце вечером под  гору,
Весь измочалился, один из непосед,
С пней напоследок очищал привычно кору:
Не расплодился бы зловредный короед.

Топор мой слышался в многоголосом хоре,
Нам эхо вторило вдоль Унжи-берегов,
О сострадании мольба во встречном взоре:
В стране безусые юнцы с клеймом врагов.

У железной дороги
               Мчит зеленая лента
По дороге стальной,
Я в один из моментов
От обиды шальной.

Гул колес, перестуки.
Всех улыбок не счесть,
В окнах машут мне руки.
Слава путникам, честь.

Рядом жизнь моя мимо,
Молодые года,
Близость к неутомимым
Скоростным поездам.

Провожаю их взором
Со всей жизни мечтой.
За колючим забором:
Хоть худой, но живой.

Охраняют овчарки
И на вышках стрелки.
Я с душой без помарки, –
Руки сжали виски.

Радуга
              В красочном сиянии да блеске
Засверкали солнечные всплески,

Синь от колокольчиков опушек,
Дымка от сиреневых макушек,

Изумруд берез, лазурный свет,
И янтарный камень-самоцвет.

Срок мой – восемь лет, закон – тайга:
В спину нож, голодомор, цинга...

Радуга – вполнеба коромысло,
Луч надежды – озаренье мысли.

На рубке сплошной
               Путь мой – этапные версты,
Взят в лагеря из солдат.
Углем писал на бересте,
Был без вины виноват.

К ели прижался щекой,
Солоны слезы и пот.
Легче беда над строкой,
Дума взяла в оборот.

Днем на делянке лесной
Занят был рубкой сплошной,
Горькой судьбой я живу,
Стих мой во сне, наяву.


Матери
Ушел мальчишкой – стал мужчиной,
Вернусь с   войны и лагерей
Расцеловать твои морщины,
Любовь – сильнее,  грусть – острей.

В лет восемнадцать я в сединах.
За все тревоги, боль и страх,
Разлуки годы в миг единый
Наружу выльются в слезах.

Струны сердца
Ждут меня родные дали,
Материнский дом,
Мир, где годы пролетали
В детстве голубом.

И влечет на свете белом
Милый уголок,
Он от детской колыбели
Близок и далек.

Убелен  отец мой в иней
От лихих невзгод,
Он давно грустит о сыне,
Ждет который год.

Украине, ясным зорям
Песня и салют,
Струны сердца на просторе
Плачут и поют.

Мои письма
              Страницы –  вести серые от ила,
Военных лет внимаю голосам,
Но с письмами мешок в реке топили:
Их некому носить по адресам.

Нет в стопке треугольников идиллии.
Их сохранять я дал себе зарок,
Их подшивали в дело, год следили,
Чтоб «припаять» бойцу суровый срок.

Их резали, кромсали вдрызг, черкали
Когтистые сатрапы лагерей,
Чтоб с отражением души зеркальным
Покончить раз и навсегда скорей.

Их истребляли с рвением садистским,
Искали по рубцам на проходной,
За них лишали права переписки
И удушал режим – кошмар сплошной.

На каждом штамп: проверено цензурой.
И номер ящика иль почты полевой.
И власти, как обстрел из амбразуры,
Разили человека с головой.

И заключенных истязали пыткой:
Их мучил жгучий голод черных дней,
Живил их сок березовый в избытке:
Из свежей лунки сок на срезах пней.


Немає коментарів:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...