21.10.18

Олександр РОЛДУХІН (Дніпро)



СТИХИ МОЕЙ ЮНОСТИ

ОДНОСЕЛЬЧАНЦІ

Коли я згадую її,
То згадую поля в ранкову пору.
Коли застигло все навкруг.
І чутно, що лавина звуків
Повітря розірве через хвилину!


Коли я згадую її
В сорочці білій, гарній, вишиваній,
То чую пісню, що прядеться,
Вється  серед струн у надвечірї,
Натягнутим західним сонцем.

Коли я згадую її
У неї очі, що застиглі вишні,
І коси падають, лягаючи на стан,
То наче йде вона хвилястими хлібами,
І гладить колоски засмаглими руками.
Січень 1966 року



ВЕСНА
Кругом весна,
Туманы бродят.
По вечерам дожди идут.
По тротуарам пары бродят,
Сосульки, падая, поют.

А утром солнце замирает,
Березки мокрые стоят.
Над городом грачи летают,
Грачи поют, кричать, галдят.

Набухшие деревья пахнут,
Гитарою поёт ручей,
Засмотришься вокруг и ахнешь!
Расправишь грудь свою бодрей.

А запах в воздухе тягучий
Горько-солёный, молодой…
Идешь по улицам могучий,
Разбужен чудною весной.

В весну влюбились даже птицы,
Поют, свистя наперебой,
Ах, разве ж можно не влюбиться
Такой порой, такой весной!

Я шлю привет стране влюблённых,
Стране мечтателей, друзей.
На грани впечатлений новых,
На грани юности моей.

Набухшие деревья пахнут,
Гитарою поёт ручей.
Встречаю юность, как прекрасно!
Встречаю я свой юбилей!
Путивль, 1966 год


НОЧЬ...
Тишина!
Где то она.
Ветер подул с реки сырой.
Мерцают огни.
Чудно этой порой.
Чудно, странно и как хорошо…
День прошёл.
Но город не спит.
Не спит и она.
Может, стоит сейчас у окна,
Может, сидит и мечтает,
Только о ком? Я не знаю!
Волшебная ночь,
Помоги мне узнать
Звезды, скажите ей!
Сам не могу я ей все сказать,
Девушке не моей!
Ночь… Тишина…
Время вздыхать,
Время петь серенады!
Будет ли вечер, когда с ней однажды
Нашу увидим звезду!
Только скажи «Приду!»
Ждет ночь,
Звезды зовут,
С речки повеял ветер.
Я жду!
Многие ждут, надеясь,
На этом свете.

Путивль, 10-й класс.
Весна 1966 года

***
Ты мне понравилась,  девчонка,
Я трогался твоих плечей,
А ты глазами мне негромко:
«Дотронься к талии моей!».

И я прижал ее легонько,
Ко мне ты подняла глаза,
А я ответил потихоньку:
«Зачем нам гром? Зачем гроза?»

Ах, ты, как белая берёзка,
Такая милая стоишь.
Я глажу плечи, как серёжки,
А ты счастливая молчишь.
Девушке из 10-го «В»


МОЛИТВА
Ми шли с тобой узенькою тропкой,
Порой весенней, тихой, нежной, робкой…
Алел закат, чернели ели,
Стволы берез белели…

Мы мостик перешли,
Друг друга осмотрели:
«А ты ведь родом из Карпат?
Я тоже. Помню дивный сад,
Село внизу у речки горной,
И танец белочки проворной
На ветках солнечной сосны,
Но без тебя там не было весны!
– Как хорошо,  что я приехала сюда,
Я о тебе узнала.
Я не забуду этот вечер никогда!».
И замолчала…
Гудели провода!..
А сердце пело и стонало,
То с кручи вниз, то ввысь взлетало!
«Как хорошо, что приехала в Путивль,
Молюсь, чтобы сошлись пути!»
Путивль 10-й класс,
15 апреля 1966 года


ПРОДОЛЖЕНИЕ
Я не видел тебя один день
И сомненья в моей голове
Наводили тревожную тень,
Словно вихрь,  закруживший в траве.

Вот сейчас я с урока удрал,
Убежал погулять в летний сад.
И по-прежнему мне не давал
Успокоится чудный твой взгляд.

Ты сестра закарпатской весны,
Я сжигаю себя на костре,
И пленят меня дивные сны,
Ветры синих Карпат на Днестре.

Да, другой я такой не встречал,
Сколько страсти, любви и огня!
Как берёзку тебя целовал.
Ты ведь первая у меня!
Апрель 1966 года

МУЗЫКА
Почему так грустно россыпи бросаешь?
Будто ты волшебница, будто ты все знаешь.
Будто сердце пробито огненной стрелою.
Всё ушло в безмолвие, я один с тобою.

Ты своей волною чувства поднимаешь,
Душу безутешно силой наполняешь.
Все тебе подвластно: и любовь, и ненависть.
Ты во мне, крылатая, вызываешь зависть.

Я не обладаю этой странной силой,
Мне ёё хотелось показать бы милой.
В животворном гневе и в бурлящем громе
Иногда в печали, даже и в истоме.
Зима, 1966 год

***
Посвящается Н. Ремнёву,
Моему другу.
Ромашкою я называю
Вершины снежных Альп,
Среди которых солнце стало.
Мне жизни для тебя не жаль!

Лишь вспомнил – сердце зазвучало.
И предо мной плывёт, как кинолента,
Весь ряд моих воспоминаний
Среди живых цветов, стихов, мечтаний.

Подобного со мною не случалось.
Чтоб птица трепетного счастья
Ко мне в окошко постучала,
Среди хаоса, безучастья.

Пою я песни ей до ночи
И пальцами ласкаю струны.
Потом мы с Колькой что есть мочи
Спешим домой под небом лунным.

Прошедший вечер вспоминая,
Я говорю: «Что для неё мои цветы и песни?»
А Колька, друг мой, отвечает:
«Да, скажем, случай интересный.

Бывают разные девчонки,
И допускаю, может быть,
Звук радиолы дерзкий, громкий,
Твою гитару мог забить!»

Вот соловей весной поёт,
Неужто,  если он не любит
Он будет петь? Наоборот
Отсутствие любви его погубит.

А может я тебе не мил?
Как странно, глуповато как:
С тобой ни раз  не говорил
И не дотронулся. «Дурак!» –
Сказал мне Николай:
«Любовь земную превращаешь в рай!»

ЖИЗНЬ
Судьба свой рок выносит поздно.
Эх, мог бы знать я наперед,
Что там за этим поворотом,
И где мне выбрать мелкий брод?

Не будем рыться мы в догадках.
Скажу вам прямо, не тая,
Проста и верная разгадка –
Жизнь трудная!
Путивль, педучилище,
Осень 1967 года

ОСЕНЬЮ
Посвящаю школьному библиотекарю
Галине Васильевне Маньшеньюан

Морозцем скован лист тяжелый,
Берёзы ствол белеет голый,
Веснушки-звезды над домами,
Седая осень пред глазами.

О, я бродил по этим сказкам,
Бродил, её покой не тронув.
Нельзя неверно по рассказам
Представить осени корону.

Пусты седые тротуары,
И каблуки шуршат по листьям,
И звук мне чудится гитары,
В твоих руках: осенний, чистый.

Придешь домой – горит печурка,
Смолой сосновой пахнут чурки.
А ночью вдруг и сон приснится,
И утром сердце –  точно птица!
Октябрь, 1967 год


СВИДАНИЕ
Посвящается Л. Кореневой
Я стою под окном,
Свет в окошке горит,
За столом ты сидишь и читаешь.
Я смотрю на тебя,
Я любуюсь тобой,
А меня ты ругаешь

Выходи же сюда,
Мне хоть слово скажи.
Говоришь, что я спать вам мешаю.
Ведь подружки твои
Это всё хорошо,
Хорошо понимают.

А вокруг тишина
Звезды в небе висят,
Звезды тихо звенят и мечтают.
Месяц в тучах плывет,
Сердце страстью живет.
И гитара играет.
Педучилище, осень 1967 года

***
Внезапно сердце замирает,
Когда рукой своею ты
Так нежно волос поправляешь.
И те осенние мечты,
Что бродят в утреннем тумане,
И листьев стаи золотых,
И тополей ряды прямых
Ничто с тобой вровень  не станет.

Что нужно сердцу моему,
Что нежно так тебя взывает,
Никак его я не пойму,
Как и оно не понимает.
Педучилище, осень 1967 год


ОСЕНЬ
Осень! Чудная пора!
Как художник с кистью бродит.
Там, где клён еще вчера
Был зеленый, смотришь, вроде,
Уж, сегодня два мазка
Краской жёлтою сверкают,
Под лучами то зажгутся,
То мгновенно догорают.

Резок синий небосвод,
Свет и чист голубизною.
А над жёлтою стернёю
Журавлиный ключ поёт.
Октябрь, 1969 год


УЛЫБКА И ЗВЁЗДЫ
Я долго ждал твоей улыбки
Под взглядом строгих глаз твоих.
А звёзды, словно в море рыбки,
Смотрели вниз на нас двоих.

Так радостно на сердце стало.
Перед тобой я чист в словах.
А ты, упрямая,  молчала,
Улыбку спрятав на губах.

Смущаясь, звёзды уходили,
Закрывши облаком лицо.
И бледный свет на землю лили,
Засеребривши всё крыльцо.

Но ты,  спеша,  за дверью скрылась,
Не захотела посмотреть.
О сказке, видимо, забыла…
А звёзды начали блестеть,

А звёзды разметали тучи,
Да так, что месяц побледнел!..
А в сердце океан могучий
Метался, рвался и кипел.
Педучилище, октябрь, 1967 год

ДОЖДЬ
Дождь спешил увидеть поле,
Лес зелёный, луг цветастый,
Речку в звонком переливе,
Пробежать по крышам пыльным,
Разогнать детишек в хаты,
Освежить закат вечерний,
Принести веселье, радость,
Как бывало летом часто.
Чтоб плоды в садах запахли,
Чтоб спешили в улья пчелы…
А увидел, как со звоном
Детвора бежит из школы.
Видит дождь, что сжато поле,
Лес и луг уж не смеются,
И река совсем замолкла.
По её волнам холодным
Пробегает дождь, как будто,
И она ему  не рада.
Листья падают с берёзок,
Их вода несет куда-то,
Где туман над лесом бродит,
Где коров пасётся стадо.
«Опоздал!», –
По листьям дождь шептал.
Сентябрь, 1966 год

ПЛЯСКА
Посвящается другу детства А. Гончарову,
Женившемуся на цыганке

Взбурлила пляска бурею
Среди костров-огней.
Всё с криками гортанными
Сплелось в душе моей.

Эх, пляска, пляска быстрая,
Цыганская душа.
Цыганка молодая,
Ну как ты хороша!

В душистом сене волосы,
Глаза горят огнём,
Так, лежа грудью в грудь,
Мы до утра уснём!

Целуя губы жаркие,
Я талию сожму!
Хочу женой цыганку я,
Другой я не возьму.

А руки, словно мельница,
Пошли по сапогам.
Завидую, завидую
Цыганским я сердцам!
Декабрь, 1967 год

Немає коментарів:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...