27.02.20

На конкурс ім. І. Багряного

Кочи Юрий Вильгельмович  родился в 1937 году в г. Сумы. Окончил среднюю школу №4. Затем учился  в  Харькове: в электромеханическом  техникуме и институте. Получил специальность инженера–электромеханика.
После этого возвратился в  Сумы. Долгие годы работал  в НПО «Насосэнергомаш» и   НПО имени Фрунзе. Ушел на пенсию с должности инженера-конструктора.
Автор книги «Герои не нашего времени”.

Нам повезло. Байконур
То, что случилось однажды с нами, не иначе как шабашкой не назовешь. А дело было вот как. Байконур. Лето 1976 года. Стартовая площадка №2 - «двойка». Та самая, знаменитая, откуда летали космонавты Гагарин, Титов, Николаев, Терешкова да и многие другие после них.

Мы, т.е. Малюк, Грищенко и я уже закончили работу и собирались понемногу двигать пешком через степь к мотовозу. Неожиданно нас остановил какой-то полковник. «Какой-то» - это не совсем точно, так как мы его неплохо знали в лицо, и до недавнего времени я еще помнил его фамилию. Сейчас я назову его полковник Масягин. Почему именно так?.. Да потому, что он напоминает мне одного человека похожего на него.  _
Полковник «Масягин» отвечал за наземное оборудование стартового комплекса. Должен заметить, что хозяйство это было немалое. Все перечислять нет смысла, т.к. наверняка запутаешься в терминологии. А этого, как раз, мне делать не хочется.
Дружелюбно улыбаясь, он подошел к нам.
-                     Ребята, вы насосники?..
Мы переглянулись, т.к. на нашем лбу этого написано не было. Фактически мы занимались заправщиком (на заводе все звали его «бочкой»), а для официальных лиц мы были командировочными с почтового ящика. Такая была ситуация в мире...
Однако, тут на «Старте» мы были все свои и мы утвердительно кивнули.
-                     Да, мы с насосного завода.
Полковник обрадовался.
-                     Парни, а не могли бы вы посмотреть один агрегат? Насос пожаротушения.
Я задумался…  Предложение было интересное, но у нас на руках было чёткое предписание, как и чем мы должны заниматься, находясь здесь в командировке.
-                     Ну что ж, показывайте ваш насос...
Полковник - среднего роста, сухощавый и ладный дал знак двигаться за
ним.
«Объект» находился где-то в «чреве» стартовой площадки. Пришлось долго спускаться вниз, минуя разные комнаты с оборудованием и приборами, какие-то хитрые переходы, спуски и бетонные коридорчики.
Перед какой-то дверью нас остановил часовой. «Птички» на наших пропусках не предусматривали право и возможность бывать и находиться в этом отсеке. Но полковник махнул часовому рукой, и мы пошли дальше.
Наконец мы очутились в небольшой, тесной, похожей на каземат комнате, где стоял единственный насос с электродвигателем.
Мы поняли, что это было именно то, к чему мы так долго шли. А задача, стоявшего перед нами насоса, была проста и понятна - включаться в работу в случае пожара.
Где-то рядом должны быть емкости с водой, но мы их не видели. Да и не нашего ума это было дело.
До предстоящего очередного «пуска» время еще было. Но все равно, необходимо было как можно скорее разобраться с насосом. Известно было только одно: по какой-то причине (возможно, не сработала автоматика) насос пустили «в сухую» - без воды. У него погорели сальники  и ещё кое = что. С этим «кое-что» и надо было повозиться.
Сведущий специалист, знакомый с подобной техникой, понимает, что такой пуск и даже непродолжительная работа ведет к аварии.
А как долго работал насос в таком режиме - никто толком не знал. Чтобы выяснить это - предстояла разборка насоса. Так мы и сказали сопровождавшему нас полковнику.
Пожалуй, самое интересное в этой истории, это было то обстоятельство, что насос был наш - «родной», изготовленный еще в 60-е годы на нашем заводе. Конечно, приятно было осознавать это. Возможно, жизненная случайность?.. А может быть, и нет...
Установили и смонтировали его в этой комнатушке, вероятнее всего, когда строили объект. Иначе никакими путями по этим узким переходам его сюда не затащить. Тут ему предстояло «жить» и «умереть».
Откуда ни возьмись, появился какой-то капитан с двумя солдатами и быстро организовал нам ключи и какой-то инструмент: кувалду, зубило, наждак и ручную таль.
Однако, в тот день мы только успели разобрать и осмотреть буксы сальников. Набивка сальников прикипела и вышла из строя.
Но это мелочь... Хуже было, что мы никак не могли провернуть ротор насоса. Наши худшие предположения подтвердились. Ротор заклинило.
Необходимо было снимать крышку насоса. А дело это «морочное». Решили отложить на завтра. Капитану-технарю сказали, чтобы искал паронит для прокладок, смазку и наждачный камень, т.к., возможно, было пригорание уплотнительных колец насоса.
На следующий день прямо с мотовоза отправились на «Старт». Капитан уже ждал нас у входа, и мы полезли с ним в «чрево», минуя все те же бетонные лабиринты.
План работы был определен еще с вечера, поэтому мы сразу принялись за работу.
Раскрутив гайки, при помощи ручной тали мы сняли крышку насоса. Картина была до боли знакома - ротор «загрызло» в зоне уплотнений.
Однако нам и тут повезло - кольца были чугунные, и это упрощало нашу задачу. Сильные, но все же осторожные удары позволили разрушить зону привара, и облегчить возможность разборки.
Добравшись до уплотнений, напильником и наждачным камнем мы вручную зачистили зоны «привара». Примитивно. Но делать нечего. Вынимать ротор насоса и ставить на станок для проточки, требовало бы гораздо больших усилий и времени.
К концу дня мы закончили все работы: установили ротор, зачистили кольца уплотнений, заменили сальники, установили крышку насоса, смазали подшипники. Насос был готов к работе. Осталось подать воду в систему и нажать кнопку «пуск».
Последнюю операцию решили проделать завтра, т.к. с водой были какие-то перебои.
«Завтра» - это пятница - конец трудовой недели. Проделываем тот же путь. Спускаемся вниз, чтобы запустить насос и окончательно убедиться в его исправности.
Полковник Масягин лично присутствует при этой операции. Скоро намечались «штатные» работы и насос пожаротушения был необходим как воздух.
Часов в десять утра, наконец, позволили открыть задвижку на всасе и подали воду. На всякий случай Володя Малюк, взявшись за муфту, еще раз провернул ротор насоса. Все нормально. Ротор вращался и задиров не было.
Капитан нажал на кнопку. Двигатель вначале взвыл, но затем стал быстро набирать обороты.
«Видно, немного перетянуты сальники», - подумал я. Малюк молча взял ключ и осторожно отпустил гайки буксы. Закапала вода. Все нормально. Так и должно быть. Маленькая протечка воды через сальник вполне допустима и обеспечивает его охлаждение и нормальную работу.
Минут через 10-15 насос остановили. Полковник Масягин улыбается. По всему видно, что он остался доволен.
Сейчас, спустя много лет это может показаться несерьезным и даже смешным, но из-за этой «мелочи» мог сорваться очередной «Пуск» - фактически не работала одна из систем наземного оборудования - система пожаротушения.
Честно говоря, мы все тоже были довольны успешным завершением работ по ремонту насоса,  нашими скромными усилиями, и участием в этом важном деле.
Почти на все регламентные работы по подготовке оборудования выделялась «бочка» спирта (разумеется, условно). День, когда выдавался спирт, назывался «банным днем». Так шутили, но это была правда. Многие службы на стартовом комплексе получали свою долю спирта. И, конечно, каждый начальник на свой страх и риск мог, при желании, выкроить какую-то долю этого продукта для своих нужд. Например, для «бани». (Должен заметить, баня в городе Ленинске была хорошая, особенно парилка).
Предполагалось, что спирта должно с лихвой хватать как для чистки, промывки, протирки, так и для «усушки». На такие дела спирта не жалели.
Некоторые (из обслуги) имели для этих целей специальные фляги, выполненные «на заказ» местными умельцами из листовой нержавки в виде небольшой книжки стандартной емкости в пол-литра.
Были даже с тиснением под Тургенева, Гоголя, Пушкина. В общем, под классиков. Выпить такую флягу означало - прочитать упомянутого автора. А отсюда и соответствующие термины: «прочитал», «прочел», «начитанный» и т.д.
Нам повезло опять. Саша Казбан (наш земляк, представитель завода им. Фрунзе на Байконуре) трудяга и умница «по секрету» сообщил, что вчера был «банный день». Поэтому был шанс, что начальник раздобрится и выделит нам по такому случаю бутылочку спирта.
Чутье нас не подвело. Полковник лично, правда, через капитана, распорядился выдать бутылку спирта-ректификата. Это было кстати, т.к. как раз в этот период из магазинов пропала водка. Куда она могла деться?.. Наверное, всю выпили. Шучу..
Вечером в гостинице «Россия» мы скромно отметили это событие, взяв на закуску тихоокеанскую сельдь и банку болгарского перца в томате. Пригласили и Сашу Казбана. Когда выпили «по третьей», Казбан признался, что именно он дал наводку на нас полковнику Масягину.
За это мы на него не в обиде. Все обошлось нормально. «Родной» насос работает. Проблема решена. Начатая бутылка чистейшего спирта стоит на столе и ждет, когда мы ее до конца «прочитаем»...

Жизнь продолжается и течет как Сыр-Дарья, омывая песчаные берега приютившегося рядом Космодрома.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...