10.10.17

Олег БОНДАРЬ (Харків, Олег Бондар)


Поети Клубу пісенної поезії ім. Юрія Візбора

НА ФРОНТЕ. РУМЫНЫ

Рассказывает Отец:

«…Что встречалось на войне,
То является во сне.
Ночью память сушит душу,
Будит прошлое во мне…

…На дорогах на военных
Столько повидать пришлось…
Слабый – тонет в море слёз,
Кто сильнее – режет вены…

А который всех сильней –
Выжил и растит детей…
Летом армию зной донимает,
А зимою ломает метель.

Что солдата от смерти спасает?
Лишь везенье. А чаще – шинель…

Как-то из-за поворота
Вышел мой казахский взвод,
Глядь – румынская пехота
Нарвалась на артналёт…

Будет хаки твой наряд
Или форма на парад,
Цель снаряд не выбирает –
Накрывает всех подряд.

Вниз лицом – солдата тело,
Чуть поодаль – офицер.…
Всех осколками задело,
И никто не уцелел…

Офицеры у румынов –
Вид почище балерины:
Ногти красили. Пижоны.
Аксельбанты и погоны,
Френч – английское трико.…

Не поганым самогоном –
Пахло марочным «Клико».…
Пояс кожи натуральной……
В состоянье идеальном
Сапоги из кожи-хром…
Всё в ажуре. Всё при нём.…

Точно в лоб попал осколок –
Спит красавчик вечным сном……

Мародёров презирали.
Это так. И вы правы…
Но найдёшь того едва ли,
Кто не брал чужой жратвы.

Что там, в вещмешке, таится?
Может в нём лежит патрон,
Что безмерно пригодится,
Коль попрут со всех сторон.

Если кишки марш играют
И не первый день свербят –
Харчем не перебирают:
Что попалось – то едят!…

Много штатских грамотеев
О морали нам… твердят.
Кто не пробовал трофеев,
Полагаю, не солдат…

Чёрным комом на пригорке
Устремил на звёзды взгляд
На снегу в кровавой корке
Мёртвый вражеский солдат…

Чем набил потомок даков
Тощий «сидор» за спиной?
Отдал жизнь за что вояка?
С чем окончил путь земной,
Что в чужбине стал короток?

…Нёс хозяйственный мужик –
Два кило гвоздей «двухсоток»
Да иконы чёрный лик…


Смерть – солдатская работа…
Тяжела она? Легка?
Стало жалко отчего-то
Мне румына-мужика…

До пьяна хватили смертной драки
Итальянцы, венгры, австрияки…»



В ТЫЛУ. ПОХОРОНКА

«Похоронка». Самое страшное слово в тылу

В Башкирии, в заснеженной Уфе
Отец да мать, да младшая сестрёнка
Ждут писем. Сын Евгений на войне.
Приходят три письма и «похоронка»…

Отец (мой дед) от горя почернел,
Мать (бабушка) слёз не скрывала горьких.
Сестрица Нина, носом посопев,
За санки и пошла кататься с горки.

Нечистый – изощрённый, злобный пёс –
Всегда шутил злокозненно и тонко:
И через месяц почтальон принёс
Ещё одну, вторую, «похоронку».

Одною пулей дважды не убить,
И дважды головы не срубишь шашкой.
Сил нет ни говорить, ни слёзы лить
Над страшной распроклятою бумажкой.

Соседка в дом зашла. Вдова солдата.
Заметила, что в похоронке дата
На три недели раньше, чем у той,
У первой. Да и почерк был другой…

А через месяц три письма пришло.
Московский штемпель на конверте рваном:
«Я в госпитале. Выжил. Повезло,
Вот только долго заживает рана.

Я тут под наблюдением сестры
Двоюродной. В заботе и привете.»
А среди писем тех, что из Москвы,
Нашлась цидулка – «похоронка» третья…

Ушли из жизни бабушка и дед,
Но руку жжёт проклятая бумажка…


ЭПИЛОГ

Толстеют историков фолианты,
«Правдивеют» раз от разу.
Не верю запроданному таланту
Да в истины по заказу.

Вранья в переплётах на мой век хватит,
И домыслов, и разговоров.
Верю я в то, что сказывал Батя,
Такой у меня, брат, норов.

Вот-вот и уйдёт поколение,
За всё заплатившее кровью…
Вне памяти и сожаления
Нынешнего поголовья.

…Как кому, а мне предельно ясно,
Что такое «пушечное мясо»…
Кто-то мне, пожалуй, не поверит.
Мол, с чего бы доверять должны!?

Пусть тогда своим аршином мерит
Тяготы и горести войны.
Боя жаркий миг, мгновенный пламень,
А потом навеки кровь и боль.

Я не спорю. Строго между нами:
– Ты способен?! Ну, тогда – изволь…
…Стала «самостийной» Украина,
Ход событий я не изменю.

Счастлив тем, что все мои три сына
Не попали воевать в Чечню…
…Экс-премьер на Запад убежал,
В Штатах отмывает миллионы.…

На осеннем ветерке дрожа,
Старушонка продаёт батоны…
Свежие. Турецкие. На вид
Очень привлекательного цвета…

С орденскою планкой инвалид
Молча протянул мне сигареты.

…Не курю. Но всё-таки купил.
«Марльборо» – заморская отрава...
Хорошо, что Батя не дожил…
У него такой же орден «Слава»…

Не хочу! Хоть режь меня, хоть ешь!
Не могу в прицел смотреть на брата!
Строем не хочу ходить под НАТО!
Мне не нужен ближний зарубеж!

…Пеплом времени припорошены
Даты, образы, имена…
А во снах моих гостьей непрошеной,
Приходя из недавнего прошлого,
Незабытая бродит война…


КОРАБЛИК

Помню – два могучих тополя,
По весне – пушинок шёлк…
Помню звук – калитка хлопала –
То Отец с работы шёл…

Белый дом. На окнах ставенки.
Двор сиренью окружён…
Из коры отец кораблики
Ловко вырезал ножом…

Солнца отблеск, плеск волны в реке
Вижу, слышу – наяву…
С детства в батином кораблике,
По волнам судьбы плыву…

1 коментар:

  1. Дуже подобається поетичний рядок пана Олега. Особливо патріотичні вірші глибокі змістом та ідеєю. Спасибі автору.

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...