27.03.18

Микола РЕМНЬОВ (Суми)



Не забывать прописные истины
О литературном процессе в Украине

Анализ литературного процесса в Украине начну с того, что многие авторы забывают прописные истины, которых стоит придерживаться.  На некоторых из них,  литературных истин,  хочется остановиться сегодня.

Уже в начальных классах детей учат, что литература – это художественное  отображение жизни.  Однако об этой прописной истине часто забывают молодые (и не только молодые) авторы.

Читаю произведения о царях и царицах, о волшебниках, о  разных выдуманных историях и удивляюсь, неужели в нашей жизни нет ничего интересного, о чем стоило бы написать.
Писатели 19-20 веков отображали действительность во всем ее разнообразии. Те, которые пели хвалебные оды власти, выдумывали  захватывающие истории, не отражающие жизнь, ушли в прошлое. Хотя в свое время их произведениями нередко зачитывались.
Литература, как и искусство в целом,  «болела» за народ.  В истории украинской литературы остались борцы за свободу и счастье своих соотечественников.
К таким по праву можно отнести Ивана Багряного (настоящая фамилия  Лозовяга)    прозаика, поэта, публициста, драматурга, политического деятеля. Он  родился  в 1907 году в городе Ахтырка ( ныне Сумская область). В годы Гражданской войны и в начале 1920-х годов находился на советской общественно-политической работе, однако, разобравшись в царящей в обществе обстановке, в 1925 году оставил ее.
С 1926  занялся литературной деятельностью. В 1930 году опубликовал роман в стихах «Скелька». Официальной реакцией на роман стала статья А. Правдюка «Куркульським шляхом» («Кулацкой дорогой» в журнале «Критика»).  
В 1932 году  его арестовали  по обвинению в «проведении контрреволюционной агитации» в своих литературных произведениях. Провёл несколько месяцев в камере одиночного заключения во внутренней тюрьме ОГПУ  Харькова. Затем его отправили на 3 года на спецпоселение на Дальний Восток. Безуспешно пытался бежать. Ему продлили срок  на 3 года, но отбывать его пришлось уже в лагере.
В 1937 году опять бежал, однако  был повторно арестован и сидел в Харьковской тюрьме УГБ-НКВД на Холодной горе. Автобиографические подробности о пяти годах заключения Багряный использовал в романе «Сад Гетсиманський».
Во время Второй мировой войны находился в Ахтырке, на оккупированной территории. В 1944 году эмигрировал в Германию. Там до конца своих дней продолжал бороться за свободу и независимость Украины. Умер в 1963 году в городе  Новый Ульм в Германии.
Уже эта краткая биографическая  справка дает нам представление об авторе, как об удивительно цельном человеке,  который всю жизнь свою посвятил  борьбе с ненавистным коммунистическим  режимом.
На первое место в творчестве Ивана Багряного ставлю роман «Сад Гетсиманський», который написан очень талантливо, убедительно, ярко. Считаю роман лучшим произведением о репрессиях в Советском Союзе в тридцатые годы прошлого века.
Родина высоко оценила литературную и общественно-политическую деятельность борца за справедливость и свободу народа. Однако сейчас далеко не всегда отдается должное Героям.  Мой знакомый отнес свой исторический роман в одно из всеукраинских издательств о Герое Советского Союза,  талантливом полководце, пострадавшем от рук НКВД. Его имя сейчас находится на слуху, идут жаркие дискуссии о том, как он погиб: в бою или от рук НКВД.
В издательстве ему ответили, что редакционный совет вынес отрицательное решение относительно издания   книги, поскольку сомневается в коммерческом успехе данного проекта. Что же тогда печатают  наши издательства, чтобы иметь коммерческий успех?
Интернет-магазины   предлагают купить книги всех жанров и направлений: лучшие новинки художественной, прикладной, учебной, детской литературы.  В то же время основная часть продукции это бестселлеры, покорившие миллионную читательскую аудиторию во всем мире. Так сказать беспроигрышный вариант.
Много издают различных советов, справочной литературы. Прослойка отечественных авторов небольшая. Это классики украинской литературы, лауреаты различных премий, «раскрученные» авторы. К сожалению, появляется очень мало произведений, которые правдиво рисуют нашу жизнь, философски осмысливают ее, авторы не борются за народное счастье, как это делали Василий Стус, Иван Багряный, Александр Олесь и другие,  которые в первую очередь были гражданами и патриотами своей Родины.
Мы помним слова русского классика  Н. Некрасова: поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Поэтому многое зависит от гражданской позиции каждого автора. Если ему, что творится вокруг, «по барабану», то откуда можно ждать ответственных за судьбу своего народа произведений.
У нас «смываются» многие моральные понятия, «вечные ценности», которые раньше считались незыблемыми. В их числе  патриотизм, справедливость, честность, порядочность. Нельзя забывать и те, которые отражены в  заповедях Господних: не убей, не укради, почитай отца своего и мать, не прелюбодействуй и так далее.
Не могу упрекать издателей в том, что они не печатают или мало печатают  произведения о прошлых и настоящих Героях страны, отдают предпочтение классикам и раскрученным брендам мировой литературы. Раз книги о настоящей современной жизни не интересуют читателей, особенно молодых, значит, в этом виноваты мы:  литераторы, преподаватели, родители, люди старшего поколения.
Мы  не приучили молодежь видеть и понимать, что происходит в жизни, она течет как бы сама по себе, неизвестно куда и зачем.
Способствуют  отрыву авторов от реальной жизни и требования организаторов  ряда конкурсов, руководителей периодических изданий, тех же издательств.  Они настоятельно советуют  избегать политики. Но авторы нередко понимают это так, что не надо писать художественные произведения на животрепещущие темы современности.
Мне кажется, что не надо писать о партиях, их программах, тем более,  напрямую  поддерживать эти партии. Надо писать правду. Одну только правду.  Об этом не раз говорили выдающиеся писатели. Большинство из них в жизни придерживалось этого принципа.  В их числе М. Коцюбинский, Л. Костенко, Л. Первомайский, П. Вершигора.
Несколько слов о Петре Петровиче Вершигоре.  Родился он в 1905 году в Молдавии,  в семье учителя. Украинец. В 1927—1930 годах учился в институте имени Бетховена (на отделении режиссуры), по окончании был режиссёром в ряде театров. В 1938 году окончил Киноакадемию  в Москве. Работал кинорежиссёром на Киевской киностудии, где и встретил Вторую мировую войну.
В  первые же дни войны ушел воевать. Летом 1942 года попал в соединение сумских партизан, где встретил талантливого, пострадавшего от рук НКВД, комиссара С. В. Руднева, который оставил о себе  неизгладимые впечатления.
П. П. Вершигора был помощником командира по разведке. После Карпатского рейда с декабря1943 года  командир соединения, которое было переименовано в Первую Украинскую партизанскую дивизию им. дважды Героя Советского Союза С. А. Ковпака. Дивизия под его командованием совершила в 1944 году рейд в Польшу и Неманский рейд,  соединилась с частями Красной Армии в районе Барановичей. П. П. Вершигоре было присвоено звание генерал-майора и Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Сразу после войны, по горячим следам, в 1946 году,  он написал книгу «Люди с чистой совестью» о Сумском соединении партизанских отрядов.
Книга «Люди с чистой совестью» предлагает в своей первоначальной редакции «интересный и явно достоверный рассказ»  о боевых действиях во вражеском тылу. Повесть, выдержанная как рассказ от первого лица, в своё время была очень популярна.  Благодаря напряжённости и стилевой ясности изложения она принадлежит к той части советской литературы о войне, которая воспринимается всерьёз.
Первое издание получило государственную премию, но когда автор готовился к переизданию книги, его стали «насиловать». То есть заставляли «почистить» текст, выхолостить его. В том числе вычеркивали места,  где говорилось о «враге народа» Семене Рудневе, который около двух лет провел в застенках НКВД и  который по существу руководил соединением. 
Несколько лет не печатали книгу,  Петра Петровича  травили, но писатель нашел в себе силы и мужество, чтобы выстоять. В том числе он показал Семена Васильевича, каким он был на самом деле.
Думаю, что такие книги и такие авторские позиции сейчас нужны нашим литераторам, когда нет четких целей и позиций, и уже складывается впечатление, что престали существовать  вечные ценности.
Как положительный пример, хочется отметить новую книгу сумского прозаика  Е. Положия «Иловайск»    о войне на Донбассе. Автор предельно честно рассказывает о сложных и  тяжелых судьбах людей, которые взяли в руки оружие и  ушли на войну.
Можно с уверенностью сказать, что он тоже придерживается принципа: писать правду и только правду, является достойным продолжателем традиций, которые закладывались еще в былые времена.
К сожалению, таких примеров немного. Об этом свидетельствуют и  новые жанры, которые зачастую являются давно забытыми старыми. В их числе монологи, диалоги, сказки, притчи. На одном из литературных вечеров молодой  автор рассказал,  что он за пятнадцать минут написал притчу. И прочитал ее. Небольшое произведение рассказывало  о старике, который шел по пустыне с кувшином воды. И,  в конце концов, выпил ее.
Как ни напрягался,  не мог сделать из услышанного никаких выводов и обобщений.  Произведение воспринималось, как обычное повествование о старике. А ведь притча, как жанр литературы, предполагает обобщения, аллегорию,  она должна обязательно приводить читателя к какому-то выводу.  
Притчи писали  И. Франко, Е. Гуцало, Б. Олийнык и многие другие украинские писатели.
Свой сборник И. Франко назвал «Мій Ізмарагд». В древнерусской литературе измарагдами назывались сборники статей и притч морального характера, в которых читатель находил ответы на вопросы повседневной жизни.
В сборнике И. Франко  более десяти притч, которые написаны в стихотворной форме. Все они заставляют задуматься, сделать для себя поучительные выводы.
Но  так называемая  «притча» молодого автора ничего не дает ни уму, ни сердцу. Это просто литературная пена, пустота.
 Более опытные литераторы не берутся за жанр притчи, потому что они понимают, как трудно овладеть этим жанром, чего не скажешь о юной молодежи, для которой, как ей кажется,  все жанры посильны.
В современном очень пестром литературном процессе нужно видеть главное – реального человека в разнообразных его не надуманных, а жизненных проявлениях. Мы должны сделать все, чтобы такие книги пользовались спросом у читателей, мы должны помнить прописную истину, что литература должна в художественной форме отражать действительность.  В этом ее основное назначение.



Немає коментарів:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...